Работа образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетними 16.02.2017

Алгоритм действий при жестоком обращении с несовершеннолетними.

Информация о практике реализации подведомственными организациями требований, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», незамедлительном информировании органов внутренних дел:

  • о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершении преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния.

В случае выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетними. Каждый работник образовательного учреждения немедленно письменно сообщает об этом руководителю образовательного учреждения. Руководитель самостоятельно, или по его поручению социальный педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется. Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога. При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, (в течение трех часов с момента выявления) письменно информируются прокуратура и ОВД, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

В случае явных физических или сексуальных признаков насилия руководитель образовательного учреждения обращается в органы здравоохранения - для медицинской оценки состояния ребенка и оказания медицинской помощи.

В случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия.

Каждый работник образовательного учреждения обязан немедленно письменно сообщить об этом руководителю образовательного учреждения.

Руководитель поручает социальному педагогу:

Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства.

Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.

При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).

При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на Совете профилактики (педагогическом Совете школы) об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер, информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В образовательном учреждении должна, размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация работе КДН и ЗП, уполномоченного по правам ребенка в Москве.

В образовательных учреждениях организовано информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).

В ходе профилактической работы по выявлению случаев жестокого обращения с детьми, социальный педагог изучает социально-педагогические характеристики классов и индивидуальные характеристики учащихся при составлении социального паспорта образовательного учреждения.

Участвует в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем). Составляет картотеку учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж)

Использует различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование и т.д.) на тему «жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.

Знакомит участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.

При работе с семьями обращает внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.

В случае необходимости обращается в учреждение социального обслуживания населения (Территориальный центр помощи семье и детям) или ППМС-центр, где организована работа «Телефона доверия» или экстренной психологической помощи, по которому можно получить оперативную помощь специалиста.

Организует социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).

В случае необходимости организует пребывание пострадавшего ребенка в приюте или стационаре.