«Береги свою жизнь» 20.02.2017

Программа по профилактике детского травматизма в школе «Береги свою жизнь».

Наибольшее количество несчастных случаев происходит в быту, и в основном они связаны с падением, травмами от огня, отравлением, удушением. Обыденность, привычность обстановки притупляет чувство опасности, самосохранения. Среди детского травматизма школьный стоит на третьем месте после бытового и уличного. Чаще всего ребята получают травмы во время перемен, перед началом или же сразу после окончания занятий. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

При разборе несчастных случаев практически всегда можно выделить один фактор, который играет решающую роль в возникновении несчастных случаев. Это поведение человека. Очень часто именно недисциплинированность – причина несчастных случаев, кроме того:

- неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

- отсутствие порядка в содержании помещения (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов);

- недостаток специальной мебели и ограждений в мастерских;

- дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования.

Создание программы «Береги свою жизнь» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма в школе, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
  • формирование устойчивых навыков безопасного поведения в быту, в школе;
  • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма в школе.

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности: инструктирование по технике безопасности обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности педагогов и родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

Ожидаемые конечные результаты внедрения программы

Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса. Обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.

Конкретные мероприятия по программе «Безопасность – залог здоровья» определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в РФ и планом работы школы по профилактике детского травматизма в школе.

Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:

- соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процессов в школе;

- организация дежурства педагогов;

- организация подвижных игр на переменах;

- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;

- организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;

- проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия

Виды детского травматизма

Характер травмы

Причины травматизма

Профилактические мероприятия

Ответственные

Бытовой

Ожоги Переломы

Повреждения связочного аппарата локтевого сустава

Ушибы

Падения

Повреждения острыми предметами

Термическое воздействие

Укусы животных

Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком

Отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев

Недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках

Употребление табака и алкоголя родителями

Применение пиротехнических средств

Дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения

Бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов.

Родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»

Беседы с участковым инспектором ОМВД района

Посещение квартир для выявления социально-опасных, социально - незащищенных семей

Оценка безопасности домашней среды

Классные руководители

Воспитатели

Соц. педагог

Родители или законные представители Опекуны

Учитель ОБЖ

Педагог-психолог

Зам. директора по УВР

Уличный (нетранспортный)

Падения Переломы Ушибы Растяжения Ранения мягких тканей конечностей

Нарушение учащимися правил уличного движения

Узкие улицы с интенсивным движением

Недостаточная освещенность и сигнализация

Неисправное состояние уличных покрытий, гололед

Надзор за детьми и их досугом

Ограждение строящихся и ремонтируемых зданий

Освещение улиц и зданий

Применение песка во время гололеда

Классные руководители

Воспитатели

Администрация

Школьный

Падения Ушибы Переломы Драки Растяжения

Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, при проведении внеклассных мероприятий

Нарушение требований техники безопасности на уроках физической культуры, информатики

Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий и уроков

Создание безопасных условий обучения в ОУ

Участники образовательного процесса

Спортивный

Ушибы Вывихи повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей Переломы костей

Травмы головы, туловища и конечностей

Нарушения в организации учебно – тренировочных занятий, соревнований

Неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования;

Незнание педагогом группы здоровья обучающихся

Слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях)

Нарушение дисциплины во время учебного процесса

Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры.

Контроль за организацией учебно – тренировочных занятий

Технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря

Защита от неблагоприятных метереологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе

Проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте

Медицинские осмотры учащихся

Директор ОУ

Зам. директора по УВР

Учитель физической культуры

Зам. директора по безопасности.

Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся обратимся к таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда».

ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных производственных факторов.

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.

ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к травме.

К опасным производственным факторам на территории школы относится:

* плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор.

В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:

* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.

К опасным производственным факторам относится также:

* слабая организация дежурства по школе (учителей на этажах, учеников по школе);

* если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа (продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)

Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:

- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;

- требования к оборудованию помещений ОУ;

- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;

- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;

- уровень организации питания;

- состояние физического воспитания и организация физической культуры;

- состояние медицинского обслуживания;

- организация режима учебно-воспитательного процесса.

Рассмотрим некоторые из требований.

  1. Требования к помещениям и оборудованию ОУ.

Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.

Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

  1. Требования к воздушно-тепловому режиму.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Наружная температура,

град. С

Длительность проветривания помещения в малые перемены, мин.

Длительность проветривания помещения в большие перемены, мин.

От +10 до +6

4 – 10

15 – 20

От +5 до 0

3 – 7

15 – 20

От 0 до -5

2 – 5

10 – 15

От -5 до -10

1 – 3

10 – 15

Ниже - 10

1 – 1,5

5 - 10

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год осенью и весной).

Если во время учебно-воспитательного процесса происходит травма, вызвавшая у учащихся потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с мед. заключением, то производится расследование несчастного случая.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

- травмы;

- острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов;

- травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом;

- повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры;

- а также иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедшие:

Во время проведения уроков, занятий, спортивных, кружковых, внеклассных, внешкольных мероприятий в соответствии с учебными, воспитательными планами, при проведении субботника, в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника ОУ (учителя, воспитателя, классного руководителя) или лица, назначенного приказом руководителя учреждения. Во время экскурсий, перевозок учащихся и воспитанников к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком. В том числе и при нарушении пострадавшим дисциплины несчастный случай также подлежит расследованию.

Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин несчастного случая с учащимися

  1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.
  2. Сообщить руководителю ОУ о случившемся.
  3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
  4. Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в УО.
  5. Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.
  6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
  7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.